Наш адрес
Наш адрес:
г.Екатеринбург,
ул.Радищева, 6а,
офис 21411
Время работы
Время работы:
Пн-Пт 10:00 - 19:00 (без перерыва),
Сб 10:00 - 15:00 (по предв.записи)
Вс выходной

Налоговые проверки больше не будут прежними

Налоговые проверки больше не будут прежними

1) Приняты новые правила проведения налоговых проверок

Вступил в силу закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ», который включил в Налоговый кодекс РФ новую статью ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению суммы налога, сбора, страховых взносов».

ФНС уже выпустила два Письма, разъясняющих содержание новой статьи. Так, налоговики подчеркивают, что ст. 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в известном всем налогоплательщикам Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиками своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Налогоплательщик сможет уменьшить базу или сумму налога при выполнении следующих условий:

- организация не исказила в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;

- сделка или операция совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;

- контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

Фирма-«однодневка» или аффилированная компания не сможет соответствовать третьему условию, поскольку в ходе налоговой проверки такая фирма не подтвердит реальную возможность исполнения взятых на себя обязательств: у нее не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников. Это условие является ключевым. Оно показывает, куда смещаются ориентиры при проведении налоговой инспекцией проверки: исследование обстоятельств, условий и наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора. При новых налоговых проверках доказыванию исполнения или неисполнения сделки конкретным контрагентом будет уделяться особое внимание.

С одной стороны, новая статья 54.1 НК РФ закрепила запрет формального подхода к проверкам. С другой стороны, возможности по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды у инспекторов расширились. Кроме того, больше не действует концепция «действительного размера налоговых обязательств» при доначислении налога на прибыль: если налоговый орган в конкретном споре докажет, что контрагент налогоплательщика в реальности не исполнял сделку, то налогоплательщику будет отказано в расходах по прибыли в полном объеме.

Новые правила распространяются на налоговые проверки, назначенные после 19 августа 2017 года.

2) ФНС России выпустила обзор судебной практики по спорам о дроблении бизнеса

Налоговые споры споры о дроблении бизнеса занимают почетное второе место после споров о связях налогоплательщиков с фирмами-«однодневками».

ФНС указала, что за четыре предыдущих года арбитражные суды рассмотрели более 400 дел о дроблении бизнеса на сумму, превышающую 12,5 млрд рублей. В данном обзоре налоговый орган выделяет критерии для оценки таких схем.

В числе таких критериев снижение налоговой нагрузки за счет использования спецрежимов, аналогичность или однородность деятельности, отсутствие у участников схемы своих ресурсов, фактическое управление одними лицами, общий бренд, единые службы,непревышение финансовых показателей лимитами спецрежимов, один поставщик или покупатель и другие.

Налоговики подтверждают, что если входящие в одну группу юрлица взаимозависимы, то это еще не означает, что они не вправе пользоваться специальными налоговыми режимами.Но для обоснования этого права, поскольку налоговая нагрузка снижается, нужно документально подтвердить деловую цель и реальность обособления.

Если налоговикам удастся выявить и доказать схему дробления бизнеса, а также доказать умысел (ст. 54.1 НК РФ), то это грозит доначислением недоимок, пеней, штрафов в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (ст. 122 НК РФ). Кроме того, на руководителя и учредителей может быть заведено уголовное дело по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов»), которое может быть прекращено только при полном погашении всех доначисленных недоимок, пеней и штрафов.

3) ФНС и СК выпустили рекомендации о том, как выявлять умысел налогоплательщика на неуплату налогов

ФНС и Следственный комитет выпустили совместные методические рекомендации по установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Практическая реализация этих методических рекомендаций увеличивает не только риск привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности, но и может вылиться в двукратное увеличение штрафа за неуплату налога (вместо 20% от недоимки налоговики смогут взыскать 40%).

В п. 1 данного Письма говорится, что «примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-«однодневки»)».

Эти обстоятельства, по мнению ФНС и СК, «не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего». «Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время как в реальности все они действуют как одно лицо», - отмечается в Письме.

Таким образом, продолжают эксперты ФНС и СК, первыми признаками умышленности являются имитационные. «Поскольку при использовании подставного лица налогоплательщик несет некоторые расходы, его целью одновременно является стремление эти «непроизводительные» расходы сократить, в результате полноценной имитации не происходит, а налоговые и следственные органы должны эти признаки выявить и документально закрепить. Использование подставных лиц (фирмы-«однодневки») происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать», - заключают они.

Учитывая, что большинство налоговых проверок бизнеса связаны с фирмами-«однодневками» и случаями искусственного дробления бизнеса, то можно прогнозировать, что отныне штраф по схемным решениям будет не 20%, а 40% от доначисленных сумм (сейчас такой штраф применяется редко).

4) Введена рассрочка уплаты начисленных по итогам проверок задолженностей

14 ноября вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ.

Он предусматривает предоставление рассрочки уплаты начисленных по итогам проверок задолженностей (недоимок, пеней, штрафов), если налогоплательщик по финансовым причинам не может их уплатить единовременно.

В пояснительной записке к закону указывается, что «введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов позволит создать эффективную меру для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков, что положительно повлияет на улучшение условий для ведения бизнеса и качественного развития делового климата в России».

Однако рассрочка предоставляется далеко не всем проверяемым налогоплательщикам. Предусмотрен сложный фильтр, который призван дать рассрочку нуждающимся, но гарантировать при этом «безусловное поступление денежных средств в бюджеты», да еще и с процентами (1/2 ставки Центробанка). А главное, налогоплательщик не может получить рассрочку, если он обжалует решение налогового органа по итогам проверки.

5) Сокращен срок камеральной налоговой проверки при возмещении налога на добавленную стоимость

ФНС России 13 июля выпустила Письмо № ММВ-20- 15/112@, которое предусматривает сокращение в ряде случаев срока камеральной налоговой проверки при возмещении из бюджета НДС с трех месяцев до двух. Около 60% от общего числа налогоплательщиков, заявивших суммы НДС к возмещению, смогут воспользоваться новым порядком уже при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС за второй квартал 2017 года.

6)Введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов

Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ внес изменения в ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, установив уголовную ответственности плательщиков страховых взносов. Кроме того, в УК РФ добавлены ст. 199.3 и 199.4, предусматривающие специальные составы преступлений за уклонение страхователя от уплаты страховых взносов на «травматизм», администрируемых ФСС РФ.

7) Отменяется льгота по налогу на движимое имущество для бизнеса

16 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», который отменяет льготу по налогу на движимое имущество для организаций.

Теперь каждый регион должен будет самостоятельно решить, отменять ему льготу по налогу на движимое имущество для предприятий или нет. Новшества начнут действовать с 1 января 2018 года. Компании из российских регионов, в которых льгота будет отменена, должны будут платить налог на движимое имущество по ставке 1,1%.

От уплаты этого налога освобождены юрлица, которые применяют ЕНВД, УСН и патентную систему налогообложения.

19 декабря 2018